На главную страницу Написать администратору Написать отзыв Мобильная версия сайта
Главная Администрация Отзывы Мобильная версия
Выберите дату своего дня рождения
Гороскоп друидов
Цветочный гороскоп
Нумерология (Квадрат Пифагора)
Китайский гороскоп
Сонник
ГОРОСКОПЫ ПРЕДСКАЗАНИЯ НУМЕРОЛОГИЯ ХИРОМАНТИЯ ТАРО ОНЛАЙН СОННИК КАМНИ РУНЫ ОНЛАЙН НЕПОЗНАННОЕ

Выберите интересующий раздел:


Популярные статьи (ТОП20):


 

Загадки континентов

Хатшепсут (часть 2)

Продолжение. Начало см. здесь.

Первые упоминания о Сенмуте относятся ко времени правления Тутмоса I. Он начал восхождение по служебной лестнице еще при отце Хатшепсут, возможно, что она знала его уже тогда. Сенмут появился в Фивах и выделился среди чиновников распорядительностью, красноречием и разносторонними познаниями. Он показал себя толковым и деятельным администратором.

Сенмут не принадлежал к родовой знати. Он родился в провинции, в Арманте (Иуни), в небогатой семье Рамоса и его жены Хатнофер. Подробных сведений о них, простых египтянах, не осталось, но Сенмут сам руководил постройкой гробниц для себя и своих родителей и поэтому позаботился об увековечении памяти об этих скромных людях, далеких от семьи фараона и вообще от сильных мира сего. Собственно говоря, о его происхождении известно только из надписей в захоронении его родителей, обнаруженном под террасой перед гробницей самого Сенмута.

Хатшепсут. На саркофаге отца присутствует титул «Достойный», который практически ничего не значил, потому что ой относился к любому покойнику. Хатнофер титулована «Хозяйкой дома» — отсюда можно сделать вывод, что семья была достаточно состоятельной, чтобы жить в собственном доме. Саркофаг матери Сенмута украшен гораздо богаче, чем саркофаг отца, и мумификация тела матери выполнена намного тщательнее. Это говорит о том, что отец умер раньше, а мать пережила супруга на много лет. Хатнофер умерла на 6 или 7 году правления Хатшепсут. Поскольку Сенмут в это время занимал при дворе важную должность главного воспитателя дочери Хатшепсут Нефруры и главного управляющего двора, он имел доступ к складам погребальных принадлежностей, так что похоронил свою маять с почестями и оплатил дорогую мумификацию, парадный саркофаг, золотого скарабея, золотую маску, канопы.

Как начиналась служебная карьера Сенмута, можно только строить догадки. В то время в Египте примерно 5 процентов населения умело писать и читать — преимущественно выходцы из высших сословий: родовой знати и жрецов. Государственные должности при дворе, в столице или в провинции нередко получали военные, закончившую службу, а также их дети. Возможно, Сенмут тоже был выходцем из среды военных, этим можно объяснить его солидное образование и участие в военных операциях. Но в принадлежащих ему текстах Сенмут умалчивает о принадлежности семьи к военному сословию.

У Сенмута было две сестры. Поначалу ошибочно считалось, что это его жены, но оформление гробниц Сенмута опровергает это предположение. Согласно традиции, покойного изображали вместе с женой, и Сенмут представлен без жены. О его детях тоже нет сведений. Он поручил своему брату Аменемхету позаботиться о его погребальном ритуале и поддержании заупокойного храма, а ведь традиционно этим занимался старший сын...

В официальных документах XVIII династии Сенмут появляется в годы правления Тутмоса I в качестве хранителя печати, а потом во время правления мужа Хатшепсут Тутмоса II как главный управляющий двора Супруги Бога (Хатшепсут) и воспитатель царской дочери (Нефруры). Несколько статуй этого периода представляют Сенмута обязательно со своей подопечной Нефрурой на руках.

Когда Хатшепсут стала правительницей Египта при малолетнем Тутмосе III (около 1490 года до н. э.), положение Сенмута при дворе укрепилось, и вскоре он был удостоен многочисленных придворных титулов, например единственный друг фараона, главный смотритель ванной комнаты, смотритель опочивальни фараона, смотритель церемониального зала и надзиратель обоих зернохранилищ храма Амона. Потом он стал главным управляющим имений Амона. В его руках находились огромные богатства храма Амона — золото, драгоценные камни, сельскохозяйственные угодья, скот и ремесленные мастерские. Сенмут превратился в одного из самых влиятельных людей в Египте. После коронации Хатшепсут он получил назначение на очень высокую должность чаги (наместника) Верхнего Египта.

Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Сенмут официально надзирал за строительством важнейших сооружений, возведенных при правлении женщины-фараона Хатшепсут, но, по всей вероятности, был не только чиновником, но и талантливым архитектором. Он умел воплощать в камень пожелания божественной Хатшепсут. Сенмут построил ее погребальный храм в Деир-эль-Бахри к западу от Фив («Джосер Джосеру» — «Священнейший из священных»), и, хотя он придерживался вековых традиций, его произведение отличается от соседнего храма Ментухотепа II удивительно гармоничной стройностью.

За тысячу лет до постройки греческого Парфенона этот храм уже явил миру соразмерность, устойчивость и величавую красоту. Три широкие террасы были украшены портиками с колоннами из белого камня. Массивные пандусы посредине вели наверх, к святилищу храма. Террасы храма покрывала яркая многоцветная живопись, с многочисленными изображениями царицы Хатшепсут. Коленопреклоненные колоссальные статуи и сфинксы довершали убранство храмовых террас. К первой из террас вела длинная аллея из мирровых деревьев, вдоль которой стояли сфинксы царицы. Сфинксы находились с двух сторон дороги шириной около 40 м, ведущей от нижней террасы храма к плодородным полям в долине Нила, где был поставлен высокий массивный пилон.

Перед самим храмом разбили роскошный сад из декоративных деревьев и кустарников, привезенных из дальних мест, вырыли под прямым углом друг к другу длинные каналы, наполненные водой.

Это чудо в пустынных скалах сотворил для несравненной Хатшепсут ее придворный архитектор Сенмут. Построенные им сооружения — это не только храмы и гробницы, это объяснение в любви, вдохновенная песня, исполненная в камне. Был ли он для женщины-фараона просто распорядительным чиновником и полезным советником? Или их соединяли более близкие романтические отношения? Отвечала ли она ему взаимностью? Это тайна великой Хатшепсут. В служебных отчетах о ходе строительства Сенмут обращается к своей повелительнице, как положено, с перечислением ее титулов, а себя величает ее «Возлюбленным». Что это — еще один титул вельможи?

Все тайное когда-нибудь обязательно становится явным. Окруженная личной стражей, отгороженная от всего остального мира преданными жрецами и придворными, могла ли женщина-фараон позволить себе любовную связь с дорогим ей человеком? За обладание высшей властью, какой не имели многие полноправные фараоны-мужчины, Хатшепсут заплатила отсутствием личной жизни. Только так она могла взобраться к вершине власти и удержаться там.

По обычаю Древнего Египта, после смерти фараона его сына возводили на престол по достижении 12-летнего возраста. Если законного наследника не было, но оставалась вдова царской крови, то претендент на престол брал ее в жены. Именно так, женившись на высокородной Ясмес, стал фараоном Тутмос I, отец Хатшепсут. У самой Хатшепсут не нашлось на примете такого мужчины высокого происхождения, которому она смогла бы доверить свое будущее и, в первую очередь, управление страной. Главная супруга фараона в любом случае не играла бы ведущую роль, и ей не удалось бы осуществить свои планы. Возможно, Сенмут был именно тем человеком, о каком она мечтала. Но как же кровь фараонов? Сенмут происходил из незнатной семьи, а дочь Бога не имела права осквернить себя союзом с простолюдином.

Близость Хатшепсут со своим придворным зодчим, наверное, была известна всем царедворцам. Она, очевидно, доверяла Сенмуту и в ответ на его искреннюю преданность позволила ему построить его гробницу рядом со своей — небывалое проявление благоволения со стороны фараона. Но его гробница найдена пустой, мумия Сенмута не обнаружена, как и мумия самой Хатшепсут.

В истории бывали случаи безвестного исчезновения очень важных лиц, обставленные как их смерть. Относительно исчезновения Хатшепсут тоже существует версия, что ее смерть была инсценирована. Упоми-нания о Сенмуте прекратились до окончания правления Хатшепсут, но о его смерти ничего не известно. Не исключено, что Хатшепсут ушла, но не в загробный мир, и не одна, а с любимым человеком, а ее смерть была инсценирована несколькими верными людьми, возможно, с использованием двойника. Организовать такую инсценировку, в принципе, возможно, а вот обнаружить ее следы, найти доказательства подмены, да еще через много столетий, это уже нереально. Так что Хатшепсут удалось сохранить свою тайну.

А уходить ей было пора — наследник престола вырос и возмужал. Оставлять его в своей тени становилось нецелесообразно и опасно. И здесь мы натыкаемся на еще одну тайну царицы Хатшепсут. Кто такой Тутмос III?

Пасынок Хатшепсут и ее преемник на египетском престоле, Тутмос III происходил от связи ее супруга, Тутмоса II, с наложницей по имени Исида. Мать Тутмоса III, очевидно, происходила не из царского рода, но выросла при дворе вместе с детьми Тутмоса I. Девушки, с которыми играли в детстве дети фараона, назывались Украшением двора. Эти девицы происходили из почтенных состоятельных семей. В немногочисленных текстах, где упоминается мать Тутмоса III Исида, она не носит никакого титула, который указывал бы на родственные отношения с царской семьей. Единственное изображение матери Тутмоса III (найденная в Карнаке подписанная сидячая статуя из черного гранита) представляет ее в оригинальной короне с двумя уреями — знаками принадлежности к семье фараона. На статуе выбита надпись, из которой следует, что фараон Тутмос III воздвиг этот памятник своей матери, «Матери фараона». Все другие титулы — Супруга Бога, главная супруга фараона, которые можно найти в храме Тутмоса III, сын пожаловал своей матушке задним числом. В Египте, где титулам придавали огромную важность, это означало, что никакого титула Исида не имела. О ее подлинном происхождении нигде не упомянуто.

Следовательно, Тутмос III как по отцовской, так и по материнской линии был не царской крови. Его претензии на престол по сравнению с потомками Яхмоса I были необоснованными. Только женитьба на Нефруре, дочери Хатшепсут, которая унаследовала от нее титул Супруги Бога, могла бы стать достаточным основанием для возведения на трон Тутмоса III. Однако нет никаких доказательств того, что Нефрура стала супругой Тутмоса III. Маловероятно даже, что в тот момент, когда он был объявлен наследником престола, она достигла возраста, достаточного для вступления в брак. Хатшепсут, скорее всего, постаралась бы воспрепятствовать этому браку, поскольку в этом случае Тутмос III приобретал право стать законным фараоном, а сама она вообще осталась бы в стороне. Супругу Тутмоса III Меритру Хатшепсут II, мать его сына и наследника Аменхотепа II, принято считать второй дочерью царицы Хатшепсут, но это не бесспорно. На сохранившихся памятниках она нигде не носит титул Дочь Бога и поэтому не могла быть дочерью Хатшепсут и Тутмоса II. Надпись в гробнице Аменхотепа II характеризует его мать как Супругу Бога, главную жену фараона, царицу двух стран и Мать Фараона. Вероятно, ей присвоен титул Супруги Бога после смерти Хатшепсут и Нефруры.

Вход в храм Хатшепсут.

«Мальчик из гарема», сын безвестной наложницы, вполне устраивал овдовевшую Хатшепсут в качестве наследника престола. Во-первых, потому что он был еще совсем маленький, а во-вторых, у него, очевидно, не было мощной поддержки со стороны жрецов и родовой землевладельческой аристократии. Неизвестно, по чьей воле, но после смерти Тутмоса II (неважно, естественной или нет) дело пошло не в соответствий с традицией Древнего Египта: маленького ребенка провозгласили фараоном, а вдову — правительницей. Если предположить, что Тутмос III был не пасынком, а родным сыном самой Хатшепсут, и она хотела, пока мальчик не вырос, сосредоточить в своих руках всю полноту власти, то избрала самый верный путы За ребенком закрепили титул наследника, а она могла самовластно править, объявив себя фараоном, чтобы избавиться от претендентов на ее руку.

Хатшепсут была действительно умной и смелой женщиной, убежденной в своем праве на трон и твердо знавшей, как нужно управлять страной, чтобы достичь благополучия. Древний Египет был сказочно богат, но почти 200-летнее владычество чужеземцев -гиксосов, а потом многолетние войны разорили его. В стране было много золота, хорошо организованная, высокооплачиваемая профессиональная армия, но сельское хозяйство было истощено, земледельческие провинции обезлюдели. Хатшепсут установила высокие цены на зерно, создала условия для подъема земледелия, сумела договориться с соседями, с которыми долгое время были распри, свела к минимуму вооруженные вмешательства во внешнюю и внутреннюю политику — даже с мятежной Нубией в ее правление установлены более мирные связи, чем при кровожадном Тутмосе II. Она оставила наследнику Тутмосу III процветающий, мирный Египет. Если она в чем-то погрешила против традиций и религии, то игра стоила свеч.

Существует и другой вариант завершения богатой событиями жизни женщины-фараона, а именно: ее могли убить. Как и ее возлюбленного – придворного зодчего Сенмута. Тутмос III занимал при Хатшепсут достойное и почетное место, но настало время, когда его терпение лопнуло, и он решил, что законный фараон Верхнего и Нижнего Египта — именно он, а высокомерную мачеху (или мать?) нужно сбросить с престола. Самый радикальный способ — это убийство. За 20 с лишним лет правления Хатшепсут наследник вполне мог «обрасти» полезными связями, приобрести сторонников, с нетерпением ожидающих его восхождения на вершину власти. Ситуация при дворе фараона-женщины, вероятно, изменилась не в ее пользу. Если Хатшепсут не умерла от болезни, не скрылась в тайном, заранее подготовленном убежище, значит, ей помогли поскорее отправиться в подземное загробное царство бога Осириса. Не для того ли Тутмос III старательно уничтожил следы пребывания у власти его предшественницы, чтобы затушевать момент смены-правителей Египта?

Тутмос III стал великим фараоном. Он немало сделал для процветания, и возвеличения своей страны. И одновременно постарался стереть из памяти соотечественников женщину-фараона, ведь если царица Хатшепсут Мааткара будет забыта, никто и не вспомнит, каким образом она ушла из жизни... Скалывать сразу же после погребения лицевую часть со статуй Хатшепсут и ее картуши с каменных обелисков было бы грубо и неразумно. Гораздо целесообразнее было сделать это по прошествии двух десятков лет, когда уже много воды утекло в священной реке Нил.

Не приходится удивляться, что гордая Хатшепсут унесла с собой свои тайны, и мы никогда не узнаем всей правды о ней.

Смотрите также:



Комментарии.

Примечание. Комментарий будет виден после модерации.

 

Опрос

Одиноки ли мы во вселенной?

Да
Нет
Нет, они уже на Земле
Я инопланетянин
Сомневаюсь

     
Мобильная версия сайта
Опросы opakyl.ru
Карта сайта
Партнеры/ссылки
Рейтинг@Mail.ru
Непознанное. (c) 2008-2020. 
Copyright. Копирование, полная или частичная перепечатка материалов допускается лишь с согласия администрации сайта!